Традиционно
под термином «стивидорное обслуживание» подразумеваются операции по
погрузке груза, размещению и укладке груза в транспортном средстве, чтобы обеспечить
не только сохранность, безопасность груза, но и осуществить намеченную
перевозку – рейс судна или вагона, передвижение автомобиля, автотрейлера
с грузом и т.д. К этим работам также относят ряд манипуляций с грузами на
терминале (в порту, на железнодорожной станции, в товарном складе), перевалку
груза с одного вида транспорта на другой, взвешивание груза, его сортировку и
т.п.
Затраты
на стивидорное обслуживание – исполнение погрузочно-разгрузочных операций на
любом терминале – составляют значительную часть транспортных издержек,
связанных с доставкой груза от продавца к покупателю.
Даже в
тех случаях, когда их оплачивает грузоотправитель или получатель, то выбор
производителя работ – стивидора не может не интересовать перевозчика. От
квалификации персонала, оснащенности механизмами зависит качество и
интенсивность погрузо-разгрузочных работ, на выполнение которых зачастую
затрачивается до 40–50% общего эксплуатационного времени транспортного
средства.
Не
случайно, поэтому, общей тенденцией является стремление перевозчика принять на
себя функцию, если не плательщика, то хотя бы заказчика погрузо-разгрузочных
работ и других терминальных операций.
Это
обеспечивается соответствующей редакцией «обычаев портов», а также калькуляцией
ставок линейных тарифов, когда организация погрузки, выгрузки и перевалки
грузов возлагается на перевозчика, а расходы за стивидорное обслуживание
компенсируются ему путем включения специальной составляющей в ставку линейного
тарифа или в сумму фрахта (перевозка груза на «линейных условиях»).
Часто
стивидорные операции подразделяют на две категории: «грузовые работы на борту»
и «грузовые работы на терминале». Наиболее оптимальным для владельца
транспортного средства является производство одной, еще лучше собственной
дочерней фирмой, всего комплекса стивидорного обслуживания.
Стивидорное
обслуживание за рубежом имеет ряд особенностей.
В
странах с развитой экономикой стивидорные компании, как правило, предприятия
частные, в развивающихся – государственные и
полугосударственные. Разрозненные стивидорные предприятия объединяются в
предпринимательские ассоциации по странам и регионам.
Непрерывный процесс
контейнеризации грузов, механизации и автоматизации перевалочных операций
поддерживает постоянное превышение предложения стивидорных услуг относительно
спроса на них. Острая конкуренция на рынке стивидорного обслуживания позволяет
перевозчикам и экспедиторам зачастую добиваться значительных уступок при
редактировании условий стивидорных контрактов и скидок с опубликованных тарифов
(последнее оформляется конфиденциальным приложением – аддендумом).
Стивидорный
контракт определяет правовые отношения между заказчиком и исполнителем работ и
содержит ставки на их оплату.
Обязанности
заказчика работ по отношению к стивидорной компании:
·
заблаговременно сообщать (через агента) срок подхода
транспортного средства, количество и характеристику груза, а если это судно –
то распределение груза по трюмам, наличие и исправность грузовых средств на
борту, их сертификацию;
·
при погрузке – согласовывать карго-план и организацию работ;
·
обеспечить освещение, энергию при использовании судовых
грузовых средств;
· своевременно
оплачивать счета за произведенные работы.
Традиционно
оговариваются относительно короткий, как правило, 14-дневный срок платы;
конкретная форма оплаты (аккредитив, аванс, наличные); порядок оплаты (через
агента, экспедитора, непосредственно заказчиком).
Тарифы
на стивидорные операции устанавливаются с учетом трудоемкости перевалки и могут
содержать до 100 – 150 позиций. Тарифная ставка может взиматься за единицу
объема или за обработку отдельного места (в тарифе содержатся правила обмера и
указывается исполнитель операции обмера – стивидор, тальман). В целях упрощения
пользования тарифами грузы могут группироваться в классы (обычно 10 – 12) – а
также дифференцироваться по вариантам грузовых работ: «трюм – причал», «трюм –
наземный транспорт» и т.д.; различаться по видам упаковок и габаритам мест. На
мелкие партии штучных грузов устанавливаются повышенные ставки тарифов.
Все
работы, имеющие непостоянный характер производства, выделяются в категорию дополнительных, которые заказываются и оплачиваются особо,
например:
·
переукладка груза в трюмах или
с выгрузкой на берег;
·
сортировка груза по коносаментным партиям;
·
счет и проверка состояния груза, если они возлагаются на
стивидорную, а не на тальманскую фирму и др.
В договоре или приложениях к нему
должен быть установлен порядок актирования страховых случаев, как в отношении
рабочих, так и в отношении перевозочных средств и устройств в
случае их повреждения.
Производство
погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте характеризуется
тем, что почти 80 % грузов, предъявляемых к перевозке, грузится и выгружается
на подъездных путях предприятий, терминалов, товарных складов и организаций,
связанных с общей сетью железных дорог непрерывной колеей, т.е. на местах
«необщего пользования».
За
погрузку грузов на местах «общего пользования» (грузовые дворы станций, где
обычно концентрируется погрузо-разгрузочные операции, другие пункты грузовой
работы, находящиеся в ведении железной дороги) средствами железных дорог с
отправителей и получателей грузов взимается сбор за каждую тонно-операцию.
Тальманское обслуживание включает в себя
счет груза в ходе погрузки в транспортное средство (в судно) и выгрузки из
транспортного средства (из судна). Обычно, кроме счета груза, тальманы
выполняют ряд важных сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест,
качество упаковки, маркировки, соответствие маркировки данным грузовых
документов. Они информируют агента судовладельца или экспедитора грузовладельца
о всех замеченных ими повреждениях груза и других
обнаруженных нарушениях и отступлениях от условий контракта. Тальманским фирмам поручается обмер грузовых мест на
причале или складе. В некоторых портах им поручается также контроль
за выполнением норм грузовых работ стивидорными фирмами, их
свидетельства кладутся в основу расчетов сталийного времени.
Выполнение
тальманских услуг оформляется контрактом между
перевозчиком или фрахтователем и тальманской фирмой с
повременной или сдельной оплатой (за работу одного тальмана в час или за
единицу груза).
Контракты
на стивидорное и тальманское обслуживание, как
правило, подписываются агентами и экспедиторами на основе «Договора комиссии»
(с государственными фирмами) или «Договора агентирования» от имени агента,
экспедитора (с частными фирмами).